Замена масла в АКПП

Замена масла в АКПП

Как известно АКП различаются по своему типу, с присущими каждому типу конструкционными особенностями. Ни один тип АКП не может работать без использования специальной рабочей жидкости, не масла. У каждого типа АКП существуют специфические требования к рабочей жидкости, а иногда и взаимоисключающие, что в агрегате приходиться использовать не только жидкость, но и трансмиссионные масла. Исходя из этого в настоящее время невозможно удовлетворить всем требованиям перечисленных типов трансмиссий с помощью только одной жидкости.

В международной практике для оценки качества масел и трансмиссионных жидкостей применяется квалификационная система, разработанная разными институтами и производителями (например, американским институтом нефти API, или компанией по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств ZF и т. п.). Эта система позволяет по результатам испытаний присваивать индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей.

Смазочные материалы служат для уменьшения трения и износа трущихся деталей. Кроме того, они охлаждают и защищают детали от коррозии. Дополнительно, эти жидкости должны обеспечивать необходимые фрикционные характеристики исполнительных элементов АКП (фрикционных муфт и тормозов).

Современные трансмиссионные жидкости состоят из базового масла и присадок.

различные назначения присадок
  • Вязкостные
    Для улучшения вязкостно-температурных свойств
  • Антизадирные и противоизносные
    Для повышения прочности масляной плёнки
  • Антиокислительные (ингибиторы)
    Для торможения процесса окисления углеводородов в масле
  • Противокоррозионные
    Для защиты металлов от коррозии
  • Противопенные
    Для уменьшения вспенивания масла
  • Деэмульгирующие
    Для удаления влаги из масла
  • Против застывания (депрессаторы)
    Понижают температуру застывания базового масла
  • Моющие
    Для уменьшения лаковых отложений и не дает слипаться продуктам окисления и загрязнения
  • Деаэрационные
    для удаления воздуха из масла

Присадки представляют собой вещества, имеющие сложные химические соединения. Большинство присадок являются расходуемыми (истощаемыми), и только некоторые из них — не расходуемыми (не истощаемыми). Не истощаемые присадки не убывают из масла. Это, например, противопенные и противокоррозионные присадки, депрессаторы и некоторые другие

Существуют три основные причины потери эксплуатационных характеристик трансмиссионной жидкости:

  • 1
    Окисление основы (базового масла)
    Окисление жидкости (масла) – это процесс химического взаимодействия базового масла с кислородом воздуха. Скорость окисления возрастает с ростом температуры жидкости. Необходимо указать, что судить по цвету о качестве работающей трансмиссионной жидкости в АКП является ошибкой, так как она при работе очень быстро изменяет свой цвет и может становится достаточно темной, но это вовсе не значит, что она потеряла свои свойства и требует замены. Испытания показали, что при температуре жидкости в АКП не более 80°С, ресурс составляет около 160 000 км. Но каждое увеличение рабочей температуры на 10°С сокращает ее ресурс в два раза.
  • 2
    Истощение присадок
    Наиболее важные присадки в трансмиссионной жидкости, такие как моющие, антиокислительные, противозадирные и еще ряд других, расходуются в процессе работы и безвозвратно уходят из неё. Начинается коагуляция (свертывание) взвешенных частиц в жидкости, которые затем выпадают в осадок. Таким образом, начинается процесс загрязнения АКП, который в дальнейшем приведет к ее некорректной работе и как, следствие к отказу.
  • 3
    Загрязнение самой жидкости в процессе эксплуатации
    Защитные свойства трансмиссионной жидкости могут быть сильно уменьшены агрессивными внешними загрязнителями как: взвешенная в воздухе пыль, влага (вода), антифриз. Внутренними загрязнителями являются продукты износа и окисления.

В какой-то момент окисленная и/или загрязненная трансмиссионная жидкость перестаёт выполнять свои функции. И решение этой проблемы в своевременной замене трансмиссионной жидкости согласно рекомендациям производителя. К сожалению некоторые производители указывают, что «жидкость в АКП залита на весь срок службы». С этим категорически не согласны специалисты, инженеры эксплуатационники транспортных средств – ничего вечного в нашем мире не бывает. Поэтому специалисты рекомендуют периодическую замену трансмиссионной жидкости (масла) в АКПП через интервал 40…60 тыс. км пробега автомобиля.

Иногда в беседах производители указывают, что ими в руководствах пользователя обязательно прописывается проверка уровня жидкости и подразумевается ее контроль качества. И если что-то не соответствует производитель рекомендует устранить это не соответствие, т. е. восстановить уровень и не запрещает произвести замену трансмиссионной жидкости. Где в указании «жидкость залита на весь срок службы» есть запрещение на замену трансмиссионной жидкости? Как проходила эксплуатация Вашего автомобиля, производителю не известно. Поэтому решение о замене масла в коробке автомат принимается при техническом обслуживании автомобиля специалистом техцентра совместно с клиентом.

Срок хранение трансмиссионной жидкости допускается до 3-х лет. После замены трансмиссионной жидкости при отсутствии эксплуатации автомобиля в течении трёх лет требует замена масла в коробке передач автомат. Эксплуатация автомашины с АКП приводит трансмиссионную жидкость к выходу из строя гораздо быстрее. Любой контроль уровня, если даже присутствует уточнение что «масло залито на весь срок службы», должен производится согласно процедуре производителя.

Уровень трансмиссионной жидкости в АКП зависит:

  1. 1Работает двигатель или нет
  2. 2Положение контроллера переключения АКП
  3. 3Температуры жидкости в АКП

В основном все производители требуют проверки уровня трансмиссионной жидкости на работающем двигателе, кроме Honda. У Хонды в руководствах рекомендовано произвести проверку уровня в течении одной минуты после остановки двигателя. При применении щупов замера трансмиссионной жидкости (различные типы АКП комплектуются различными типами масляных щупов) при работающем двигателе, есть возможность измерить уровень трансмиссионной жидкости в АКП в различных режимах положения селектора переключения Р: N: D: 3: 2: 1.

Основная масса производителей производит замер уровня жидкости в положении селектора АКП на Р (паркинг), но на автомобилях Chrysler и Mitsubishi, на отдельных видах АКП замер осуществляет только в положении селектора переключения на N (нейтраль). При отсутствии масло-заливной трубки со щупом, в нижней части АКП, чаще в поддоне устанавливается сливная и контрольная пробка (устанавливается и совмещённая), через которую производится залив и контроль уровня трансмиссионной жидкости в АКП (BMW, Mercedes и т.д.). Контроль уровня трансмиссионной жидкости у разных типов АКП различается. Так в одном типе АКП при открытии контрольной пробки уровень в норме если масло стекает тонкой струйкой, у другого производителя при контроле уровня масло должно капать каплями, у следующего типа АКП течь масла должна отсутствовать. Например, производитель АКП Reno рекомендовал, что при откручивании контрольной пробки требовалось подставлять мензурку и в течении 10 секунд замерять сколько натекло трансмиссионной жидкости, и соответственно результатам замера делать заключение о уровне масла в АКП. На отдельных автомашинах Ford замер уровня производился путём откручивания пробки и при начале вытекания масла, требовалось закрыть пробку и залить через специальное технической отверстие 200 грамм или больше. Так же есть различные рекомендации, у различных типов АКП при какой ТºС выкручивать контрольную пробку (например, в 42º открутить, а в 45º закрутить).

Уровень трансмиссионной жидкости на отдельных типах АКП замеряется только на «прогретой» АКП, но температура «прогретой» АКП должна быть в соответствии с указаниями производителя. Применяются методики замера масла по графику, измеряем щупом уровень (масло должно покрыть щуп), линейкой замеряем сколько масла на щупе, открываем таблицу и смотрим в соответствии с требуемой TºС замера, соответствует уровень на щупе или нет.

Как и в любом агрегате при замене масла (двигатель, раздатка и т.п.) всегда остаётся какая-то не замененная часть масла. Только в АКП остаётся значительно больше отработанного масла чем в других агрегатах. Отсюда и пошёл этот неправильный термин «частичная замена масла акпп». Ни один производитель АКП в мире другой замены не признаёт и других рекомендаций не давал. Обычная процедура по замене трансмиссионной жидкости производится откручиванием сливной пробки, если пробки нет откручивается поддон, сливается сколько сольётся жидкости (в среднем 50%), меняется фильтр (если есть такая возможность), прокладка если необходимо, всё собирается, заливается новое масло и выставляется уровень согласно технической документации производителя. В последних типах АКП сливной пробки в гидротрансформаторах (ГДТ) нет, что позволяло при частичной замене масла в коробке автомат менять до 70%, но производители отказались от использования сливных пробок в ГДТ.

При отсутствии масло-заливной трубки трансмиссионная жидкость заливается через специальные контрольно-заливочную пробку с помощью специальных нагнетательных приспособлений под давлением или самотёком через щуп.

Замена «масла» через указанные интервалы позволяет восстановить первоначальные свойства трансмиссионной жидкости для правильной работы АКП. Меж сервисный пробег по замене трансмиссионной жидкости варьируются от производителя АКП, самый маленький составляет 30 тыс/км до замены, максимальный до 90 тыс/км.

При полной замена трансмиссионной жидкости (масла) в АКП применяются специализированные установки где контроль замены ведётся визуально по цвету масла, соответственно приступая к замене требуется залить в аппарат как минимум соответствующий объём масла в для данной АКП. Но если присутствует визуальное потемнение трансмиссионной жидкости, то потребуется объём от 100 % и выше от первоначального (рабочего) объёма масла, до тех пор, пока не произойдёт полное замещение рабочей жидкости новой. Вместе с работой мастера стоимость полной замены масла в акпп аппаратом становится существенно выше обычной, рекомендованной производителем замены от двух и выше раз. Замена масла не позволяет устранить недостатки-дефекты в работе АКП.

Кратковременная эксплуатация АКП с недостатком в один литр трансмиссионной жидкости катастрофических отказов не вызывает. По опыту работы, нехватка уровня до одного литра критически не сказывается на работе АКП. Недостаток свыше одного уровня, могут начаться ухудшения в работе, которые водитель не сможет почувствовать.

Перед заменой и последующем контроле уровня трансмиссионной жидкости требуется ознакомиться сначала с технологией и рекомендацией производителя автомобиля и АКП.



Подробнее:

Как провести полную замену трансмиссионной жидкости

Как провести частичную замену трансмиссионной жидкости 
Обращайтесь!
Почувствуйте на себе правило четырех "С" - серьезный ремонт от серьезного автоцентра по серьезной цене с серьезной скидкой!