Так ли страшен "автомат" - ч.2

Так ли страшен "автомат" - ч.2

Мы завершаем начатый в предыдущем номере разговор об особенностях автоматических коробок передач. Наш собеседник – Владимир ДРОЗДОВСКИЙ, директор фирмы АТG – "Automatic Transmission Group", которая занимается ремонтом коробок автомат.


– Скажите, можно ли буксировать машину, оснащенную "автоматом"?

– Можно – установив селектор в положение "N" и строго придерживаясь ограничений дальности и скорости, обычно приводимых в инструкции. Если они не указаны, воспользуйтесь формулой "50х50", то есть буксируйтесь на расстояние до 50 км со скоростью не выше 50 км/ч. При необходимости более дальней буксировки лучше всего разъединить трансмиссию. Такая мера, как долив лишнего масла в коробку, в какой–то степени поможет, но радикально положения не улучшит. Дело в том, что некоторые ее элементы смазываются под давлением от гидронасоса – к ним масло не попадет самотеком даже при повышенном уровне. Если двигатель сохранил работоспособность, смело пускайте его и буксируйтесь (также на "нейтрали"), пока не кончится бензин. Если же мотор не работает, но стартер исправен, полезно будет его включать каждые 10–15 километров на 8–10 секунд. Некоторые модели автомобилей раньше дополнительно оснащались трансмиссионным насосом – к ним ограничения по буксировке не относятся. Кроме того, это давало возможность пуска "с толкача", что у более современных машин с "автоматом" невозможно.

– Как продлить жизнь автоматической коробке?

– Общее правило: чем спокойнее вы ездите, тем дольше прослужит коробка. Поскольку наиболее напряженно она работает именно в моменты переключения передач при интенсивном разгоне, освоившись и научившись их предугадывать, попробуйте чуть сбрасывать перед ними газ. При полной загрузке машины или буксировке тяжелого прицепа можно рекомендовать разгон до скорости километров сорок в час при положении селектора "1", а затем переключение в режим "D". Если же произошел отказ, пусть единичный, лучше сразу обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация может усугубить неисправность – тогда ремонт окажется многократно дороже.

– Какие масла используются в "автоматах"?

– Только минеральные масла серии АTF, обычно марки "Дексрон" (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешивание в различных пропорциях. Их "ходимость" – минимум 50–70 тысяч километров, цена – от трех до девяти долларов за литр. В коробку легкового автомобиля заливают 6–9 л, а вот полноприводному "Форду–Бронко" понадобятся все 18. В последнее время, особенно на французских машинах, используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с "Дексроном" недопустимо! Нежелательно добавлять в масло и какие–либо восстанавливающие присадки. Реальных положительных результатов от этого мы не встречали, а вот загубленные разными добавками коробки время от времени попадались.

 

Автоматическая коробка передач "Борг–Уорнер–35": 


1 – турбинное колесо; 

2 – насосное колесо;

3 – колесо реактора; 

4 – вал реактора;

5 – первичный вал планетарного редуктора;

6 – главный масляный насос;

7 – фрикцион II и III передач;

8 – тормоз I и II передач; 

9 – фрикцион III передачи и передачи заднего хода;

10 – муфта свободного хода I передачи; 

11 – тормоз заднего хода; 

12 – первый промежуточный вал; 

13 – второй промежуточный вал; 

14 – барабан с зубчатым венцом;

15 – центробежный регулятор;

16 – вторичный вал; 

17 – механизм переключения передач;

18 – дроссельный клапан;

19 – кулачок.

– Можно ли ремонтировать автоматическую коробку самостоятельно?

– В общем – да, если ясна причина отказа (например, износ фрикционов из–за нехватки масла). Но "автомат" – агрегат сложный, и гораздо чаще причиной может быть, к примеру, недостаточное давление в какой–либо магистрали. При этом "вскрытие" ни о чем не скажет неспециалисту. Наиболее сложен не ремонт, а именно диагностика неисправности АКПП.

– Где же в таком случае ремонтировать?

– Самый дорогой вариант – в фирменном сервисе, где неисправную коробку, скорее всего, заменят восстановленной АКПП или новой. Ее стоимость в зависимости от модели – от трех до девяти тысяч долларов плюс оплата работы и иногда – минус остаточная стоимость неисправного агрегата.

Другой вариант – ремонт в небольшой фирме, при выборе которой следует учесть, что многопрофильность, как правило, говорит о низком профессиональном уровне. Таких фирм, готовых взяться за любую работу, достаточно много – в одной Москве десятка полтора. Но делающих действительно высококачественный ремонт и специализирующихся только на автоматических коробках – всего три–четыре. Расценки в них таковы: снятие– установка "автомата" – 300–600 долларов, ремонт – 400–1000, запчасти для ремонта АКПП среднего объема – 500–1000.

Третий, общеизвестный вариант – ремонт у какого–нибудь гаражного "дяди Васи". Качество и расценки здесь порой произвольны, причем нижняя планка – на уровне трехсот–четырехсот долларов. Для владельца такой ремонт может обернуться головной болью. Недавно к нам пригнали автомобиль, коробка которого уже побывала в руках "умельца". Из–за неправильной сборки пришла в негодность самая дорогая часть агрегата – треснул картер, и ремонт АКПП обошелся вдвое дороже, чем если бы обратились к специалистам сразу.

Наконец, можно купить для замены б/у АКПП за тысячу–полторы долларов. Но будьте готовы к тому, что он может оказаться еще хуже вашего. И пусть не введет в заблуждение свежая "серебрянка", которой покрыто все, вплоть до резиновых уплотнений – именно так чаще всего "восстанавливают" коробки, извлеченные с автомобильных свалок.

– Как долго прослужит "автомат" после ремонта?

– Перебранный у специалистов – ненамного меньше нового, 120–150 тысяч километров.

– Можно ли заменить автоматическую коробку на механическую?

– Эта операция весьма сложна, хотя в принципе возможна. Проще сменить машину на аналогичную с "механикой".

– Каковы особенности коробок различных марок автомобилей?

– Все автоматические коробки достаточно надежны, но немецкие, например, отличает высокое качество проработки и изготовления даже второстепенных деталей, которым американцы уделяют меньше внимания. "Фордовские" коробки улучшаются постоянно, даже в процессе выпуска одной и той же модели автомобиля. Так "Торус", "автомат" которого поначалу частенько выходил из строя, через пару лет получил вполне надежный агрегат. Японская техника сравнительно проста, традиционно компактна и изобилует электроникой. Но, возможно, в силу национального ограничения скорости (100 км/ч), детали коробок зачастую имеют неважную динамическую балансировку, что иногда приводит к разрушению подшипников скольжения.

– Каков контингент ваших клиентов?

– Самый разнообразный. В основном это те, кто приобретает автомобильный "сэконд– хэнд", хотя встречаются и автомобили членов правительства, ФСК и даже управления охраны президента. Кроме того, наши специалисты консультируют ГОН – Гараж особого назначения по вопросам эксплуатации автоматических коробок.

– Скажите, а есть ли у ATG какие–то самостоятельные разработки?

– Мы разработали и запатентовали автоматические коробки передач для всех переднеприводных ВАЗов, включая машины "десятого" семейства, "Москвича–2141" и ИЖ– 2126 "Орбита". Собственно "автоматическая" часть у них одинакова. Но что самое ценное – наши "автоматы" монтируются вместо штатных механических коробок без каких–либо переделок автомобиля. Неизменными остаются даже приводы или карданный вал. Чтобы эти разработки пошли в серию, нужна заинтересованность автозаводов и немалые средства, которыми они пока не располагают. Но мы надеемся, что когда–нибудь и покупатели отечественной машины смогут выбирать между обычной "механикой" и "автоматом".

Статья опубликована в газете «За рулем» N2/1997 г.