Испытания АКПП ч.2-я

Испытания АКПП ч.2-я

ДВИГАТЕЛИ

В качестве приводных двигателей используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС), с которыми ГМП работают на автомобилях, или электромашинные динамометры. ДВС применяются в тех случаях, когда надо учесть специфику автомобильного двигателя (например, реальный темп изменения числа оборотов двигателя при разгоне автомобиля). Если же определяют характеристики испытуемых агрегатов путем измерений каких-либо показателей при различных установившихся режимах их работы (например, определение характеристик ГДТ), то используют электромашинные динамометры.

Электромашинным динамометром (электродинамометром) называют обратимую электрическую машину (двигатель-генератор), корпус которой подвешен балансирно и опирается на весовое устройство, регистрирующее реактивный крутящий момент на корпусе динамометра, равный по величине крутящему моменту на валу динамометра и, следовательно, крутящему моменту на валу испытуемого агрегата. Используют преимущественно электродинамометры постоянного тока. Они питаются от специальных преобразовательных агрегатов, работающих по схеме Леонардо и состоящих из электродвигателя переменного тока, работающего от сети промышленного тока, генератора постоянного тока и генератора возбуждения. Преобразовательный агрегат имеет значительные размеры, так как мощности первых двух его машин примерно равны мощности самого электродинамометра. Мощности же самих используемых эдектродинамометров в приведенных схемах испытаний должны быть примерно равны мощности автомобильных двигателей, с которыми работают испытуемые ГМП (ГДТ). Помимо электродинамометров для испытаний ГДТ и ГМП в сборе необходимы электродинамометры меньшей мощности для испытаний и доводки узлов ГМП (насосов питания, центробежных регуляторов, фрикционных узлов и др.).

ТОРМОЗА

В качестве тормозного испытательного оборудования применяются электродинамометры и гидравлические тормоза, однако, те и другие не могут развивать больших крутящих моментов при малых оборотах, в то время как именно при этих оборотах для испытаний ГМП требуются максимальные крутящие моменты, поэтому распространение получили индукторные тормоза.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Описанное выше оборудование можно назвать основным оборудованием. Для проведения испытаний и доводки ГМП необходимо еще и дополнительное оборудование к которому можно отнести:

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

К измерительной аппаратуре относятся тахометрические, динамометрические, термометрические, барометрические, флоуметрические и другие устройства для измерения и записи соответственно чисел оборотов и крутящих моментов, температуры, давлений, расходов жидкости и других показателей рабочих процессов.

К измерительному оборудованию относят также:


ИСПЫТАНИЯ И ДОВОДКА УЗЛОВ ГМП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОВ

Ряд узлов ГМП возможно и целесообразно испытывать и доводить до испытаний ГМП в сборе. К таким узлам относятся ГДТ, муфты свободного хода, насосы питания, центробежные регуляторы, уплотнения, панели гидравлических систем управления. Другие узлы и системы ГМП испытываются и доводятся на ГМП в сборе.

Для испытаний отдельно взятых узлов применяются специальные приспособления, имитирующие работу испытуемого узла или элемента в ГМП и проводятся испытания (обычно ускоренные) в объемах, соответствующих всему предполагаемому сроку службы ГМП.

ИСПЫТАНИЯ И ДОВОДКА СИСТЕМ ГМП. БАЛАНС РАСХОДОВ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ

Все системы ГМП (питания, управления, охлаждения и смазки) тесно связаны между собой.

Система охлаждения проверяется фактически только на автомобиле, так как ее эффективность определяется не столько характеристикой теплообменника, сколько местом его расположения на автомобиле. Установка теплообменника в месте интенсивного обдува воздухом может оказаться эффективнее увеличения в несколько раз числа секций теплообменника.

Доводка систем питания, управления и смазки начинается фактически с этапа сборки для испытаний новой или модернизированной ГМП, когда определяются утечки из отдельных узлов.

На работу всех систем влияет обеспеченность их рабочей жидкостью, находящейся под нужным давлением. Это делает необходимым определение баланса расходов рабочей жидкости в ГМП при различных условиях ее работы, что позволяет оценивать рациональность распределения рабочей жидкости по всем ее потребителям внутри ГМП и определять, в частности, количество рабочей жидкости, участвующей в работе системы управления при переключении передач.

ИСПЫТАНИЯ ГМП В СБОРЕ (ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ, ИСПЫТАНИЯ ГМП НА НАДЕЖНОСТЬ)

Можно выделять несколько видов испытаний ГМП в сборе:

Все эти виды испытаний взаимно дополняют друг друга. Режимы и особенности работы элементов ГМП, отмеченные в одних испытаниях, используются для форсированного воспроизведения в других испытаниях.

В первом из перечисленных случаев ГМП в сборе используются как приспособления, обеспечивающие испытуемым узлам реальные условия их работы в ГМП. К таким случаям можно отнести испытания в ГМП деталей и некоторых узлов - например, зубчатых механизмов, исполнительных механизмов системы управления ГМП, а также испытания по определению характеристик фрикционных узлов. При испытаниях ГМП, как единого целого, определяют и доводят до необходимых значении показатели, характеризующие функциональные особенности ГМП: определяют баланс рабочей жидкости, достаточность системы смазки, режимы переключения передач и удовлетворительность самих процессов переключения (отсутствие разрывов в передаче мощности и отсутствие перекрытий передач, ведущих к пробуксовкам).

Только испытаниями ГМП в сборе проверяется их приспособленность к работе при повышенной температуре масла и при отрицательных температурах.

При испытаниях ГМП на автомобилях ( или испытаниях автомобилей с ГМП) определяются наиболее целесообразные режимы для стендовых испытании ГМП на надежность и долговечность. Только при испытаниях на автомобилях определяется удовлетворительность или неудовлетворительность, (приемлемость или неприемлемость) переключений передач по их плавности. Это объясняется тем, что качество переключений неразрывно связано с акустическими свойствами кузова автомобиля и параметрами автомобиля в целом.

ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ

При подборе фрикционных материалов оцениваются их фрикционные характеристики, определяется работоспособность ГМП с этими материалами, оценивается долговечность материалов.

На фрикционные показатели материалов влияет технология обработки рабочих поверхностей, размеры и форма смазочных канавок, вид рабочей жидкости и целый ряд других факторов.

ПРОЦЕССЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, ПЛАВНОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

При работе ГМП на автомобиле передачи переключаются большей частью под нагрузкой. Качество процессов переключения передач во многом определяет качество ГМП в целом и автомобиля с ГМП. Исследования и последующая доводка процессов переключения должны предотвратить возникновение больших динамических нагрузок при переключении передач, обеспечить необходимую плавность хода автомобиля, долговечность фрикционных узлов и всей трансмиссии.


Фото. Гидравлический стенд для испытаний и доводки панелей управления.


Необходимая плавность переключений должна обеспечиваться при любых подачах топлива к двигателю, при любой температуре масла в ГМП, на подъемах и спусках, при любых качествах дорожного покрытия.

В оценке плавности переключений передач играют роль психофизические особенности людей (одному кажется плавным то, что другому кажется неплавным), акустические качества кузова автомобиля и параметры автомобиля в целом. Поэтому для создания методики объективной оценки плавности переключении передач исследовались продольные колебания кузовов легковых автомобилей, были сопоставлены и критически проанализированы различные критерии плавности переключения передач.

ИСПЫТАНИЯ ПРИ НИЗКИХ И ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Пригодность ГМП к работе при высоких и низких температурах определяется: свойствами масла, используемого в качестве рабочей жидкости; свойствами фрикционных материалов; тепло- и морозостойкостью неметаллических материалов, используемых в ГМП (в том числе в уплотнениях); рациональным выбором зазоров и допусков в различных сочленениях.

Испытания при низких температурах могут проводиться на автомобилях с ГМП в холодных районах страны после ночных стоянок в зимнее время. Такие испытания сводятся к оценке работоспособности ГМП после пуска двигателя и его разогрева, после которого возможно движение автомобиля. При этом проверяют прочность деталей привода переднего насоса (связанного через гидротрансформатор непосредственно с двигателем) м работоспособность муфт свободного хода коробки передач.

Нормальной эксплуатационной температурой для большинства ГМП можно считать 80-90°С. Температура повышается в тяжелых дорожных условиях (песок, снег) и на затяжных подъемах, Обычно температура до 120 или до 15О°С и выше поднимается на короткое время. Для ГМП повышенной температурой рабочей жидкости можно считать такую, которая превышает обычную эксплуатационную температуру на 30-50° С.