ATG: "В России нет цивилизованного рынка АКПП..."

ATG: "В России нет цивилизованного рынка АКПП..."

Рынок автоматических коробок переключения передач, пожалуй, один из немногих сегментов рынка запчастей, находящихся на самой ранней стадии формирования. Компания ATG – среди самых устойчивых его представителей. Об истории компании, ее нынешнем положении и о некоторых проблемах деятельности рассказал директор фирмы ATG Владимир ДР03Д0ВСКИЙ.

– Почему Вы выбрали такое направление деятельности – автоматические коробки передач?

– Подавляющее большинство сотрудников нашей компании – бывшие специалисты ЗиЛа. Там был экспериментальный цех и отдел, у ЗиЛа была же своя, запатентованная, технология изготовления АКП – для комплектации правительственных автомобилей. На заводе изучались западные технологии производства коробок-автоматов, проводились стендовые испытания. Вот это наша, можно сказать, школа. То есть тем, чем мы сейчас занимаемся, мы занимались всегда. Иномарки с автоматическими коробками стали проникать в страну еще в застойные годы. На первых порах специальных запчастей практически не было, все приходилось делать на самом заводе. Потом, когда детали стали поступать на рынок свободно, необходимость в этом отпала. И мы решили работать самостоятельно. И теперь существует такая компания – ATG.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей деятельности. Чем Вы конкретно занимаетесь, какова Ваша клиентура?

– Главное направление – это, конечно, ремонт АКПП. И параллельно мы занимаемся продажей запасных частей к ним. Компания ATG является эксклюзивным дилером фирмы BORGWARNER AUTOMOTIVE, крупнейшего производителя запчастей к АКПП. У нас есть также договоры с фирмами-поставщиками, которые завозят в Россию практически весь необходимый ассортимент. Сами автоматические коробки мы не импортируем – это весьма дорого, особенно, если заказывать действительно новую АКП, (а зачастую можно получить АКП, просто снятую с "убитой" машины), и делается только под заказ, да и обращаются к нам в основном с просьбами о ремонте. Кто обращается? Круг клиентов весьма широк: это и владельцы автомобилей, и автосервисы, обслуживаем мы и специализированные гаражи. Нужно признаться, что услуги наши почти всегда разовые, даже в случаях с организациями, о потоке можно говорить лишь, имея в виду наше сотрудничество с сервисами.

– Вы можете сравнить конъюнктуру рынка западных стран и отечественного рынка?

– У нас имеется вот какая статистика: на Западе предпочитают механические коробки передач на автомобилях с объемом двигателя до двух литров, машины с двигателями от двух до трех литров – это своего рода переходный этап. А вот доля автомобилей с АКП в парке машин с объемом двигателя от трех литров весьма велика. От 50 до 100% таких экипажей оборудовано "автоматами" – у каждого производителя свои цифры. Это большие, сложные и дорогие машины, поэтому оснащение их автоматическими коробками в данном случае не существенно отражается на цене. Для российского же автомобилиста, пережившего кризис, необходимо, чтобы коробка стоила хотя бы на порядок ниже самого средства передвижения. Мечта нынешнего потребителя – недорогой отечественный автомобиль с недорогим "автоматом". Но пока среди предложений на рынке такого нет. Цена автоматической коробки соизмерима со стоимостью машины. Мы сейчас как раз бьемся над этой проблемой.

С 1992 года предлагаем разным заводам сотрудничество в нашем проекте по производству автоматических коробок. Последний опрос проводился три года назад. За это время потребность заводов в автоматических коробках возросла, но условия остались те же: они, как правило, хотят покупать готовую продукцию, но не хотят производить ее вместе с нами, предоставляя базу. Работать в одиночку у нас, к сожалению, нет средств. А ведь мы хотим сделать так, чтобы стоимость коробки не превышала 2000 долларов, то есть она была бы достаточно широко доступной.

– Что Вы можете сказать о ситуации на отечественном рынке "автоматов"?

– Мы можем только присоединиться к словам одного из наших поставщиков, который сказал, что в России вообще нет цивилизованного рынка автоматических коробок. Это так и есть. Существуют всего несколько компаний, которые стараются совместно решать возникающие проблемы, в том числе придерживаться какой-то более или менее общей ценовой политики, то есть, попросту говоря, "держать рынок". Но есть множество фирм-однодневок, которые рынок, наоборот, "сбивают". Происходит все примерно таким образом: ремонтник, скажем, одной из компаний, фактически бесплатно обучившийся за время работы на ней, вдруг отделяется и основывает свое предприятие, где ремонтирует коробки по сниженным ценам, при этом выполняет заказ менее качественно. Естественно, он часто получает рекламации и через некоторое время сворачивает свою деятельность. Но на его месте моментально появляется другой, который тоже демпингует и тоже работает некачественно. И этот процесс пока не удается остановить. Наши коллеги нашли такой выход – на их предприятиях каждый работник теперь занимается только своим типом коробок, с остальными он не имеет дела и просто не знает, что с ними делать, лишь примерно представляет. Шансы такого ремонтника на уход сразу снижаются: не будет же он сидеть в своей только что образованной фирме и ждать, пока подъедет машина со знакомым ему "автоматом". Впрочем, действительно ли это решение проблемы, покажет время. Мы никогда не открывали представительства на территории Москвы, т.е. не создавали себе конкурентов, с ними может разыграться традиционный сценарий или другой вариант, когда непосредственно за выполнение работ клиенту предлагают заплатить 100 долларов (такая низкая цена, естественно, не может не обрадовать). А все остальное "накручивают", устанавливая непригодные запчасти б/у, которые скупают в крупных фирмах, но с клиента при этом получают как за новые. В работе же с теми представительствами, которые уже существуют на территории России у нас такие условия: они могут фигурировать под маркой ATG и обязательно поддерживать единую гарантию.

Статья опубликована в журнале «AutoPARTS» N8/2001 г.